top of page

Быть особенным не так уж особенно*

"Не всё то золото, что блестит".

За что я так люблю тексты Марка Мэнсона? Почему мне нравятся статьи с обесцениванием всего того, что в современном мире считается ориентирами для достижений?


Потому что они снимают розовые очки, разбирают "идеалы" по кусочкам как лего, и эти королевские кареты с лозунгами "должно быть легко", "должно быть весело и приятно всегда", "должно быть вечное счастье и процветание", "должно быть равноденствие и непоколебимое спокойствие" прямо на глазах превращаются в гнилые тыквы. А то, что казалось трудным, тяжёлым и неприятным, вдруг оказывается необработанным, бесформенным, грязным куском золота. Моим собственным, родным, неповторимым куском золота. Я хотела его выкинуть, вырезать, обменять, переделать, чтобы облегчить свой багаж, а, оказывается, это самое дорогое и ценное, ресурсное, что у меня есть.


Потому что эти тексты поворачивают взгляд от "идеального Я" к "реальному Я", разница между которыми и есть страдание. Чем больше эта разница, - тем сильнее страдание. А Марк в своих статьях показывает - смотри, твой "идеал" - это иллюзорная конфетка в золотом фантике, которая сделана из придуманного другими людьми дерьма, - другими, не тобой. Идеала не существует, вечного блаженства не существует, всё это нечто эфемерное и фантастическое, существуешь только ты. И то, что у тебя уже есть, достойно твоей любви и уважения, а если тебе нужно что-то ещё, действительно нужно, то ты просто будешь делать всё, чтобы это получить, несмотря ни на что. И не будешь страдать из-за того, что у тебя этого нет, и не будешь ныть, что это так тяжело и сложно.


Потому что, когда реально хочешь то, что тебе действительно нужно, то в этом нет напряжения, сомнений и раздумий, оно само идёт к тебе в руки. Если чего-то очень сильно хочешь, но не имеешь и страдаешь от этого и зациклен на том, что это "невозможно", "нереально", "я не смогу" и т.д., - то можно спросить себя, - а зачем оно мне? Что оно мне даст? Что я ожидаю получить от достижения этого? И что потом? А потом? Скорее всего, это выведет на какие-то потребности, которые, возможно, даже не связаны с изначальной целью, и могут быть удовлетворены десятком других способов. А может быть, эти вопросы приведут к такому пониманию себя, которое перевернёт сознание и изменит отношение к себе и ко многому другому вокруг.

 

"Парадокс, который в наше время ставит психологов в тупик: за последние 50 лет, несмотря на драматический рост уровня жизни в западной части мира, уровень счастья остался на том же уровне, а психические заболевания, тревожные расстройства, нарциссизм и депрессия участились.


Когда изучаешь маркетинг, первое, чему тебя учат - страх продаётся. Если вы заставите человека почувствовать себя несоответствующим или неполноценным, он заткнётся и купит что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше. Система капитализма постоянно продаёт, следовательно, продвигает общество, в котором люди постоянно чувствуют себя несоответствующими и неполноценными.


Забавно, что многие люди, которые путешествуют в страны третьего мира, говорят, что там люди счастливее. Обычно это сопровождается шаблонным утверждением о материализме и о том как мы все могли бы быть счастливее, если бы знали, как жить в минимализме.


Это совсем не так. Бедные люди в развивающихся обществах не счастливее, они просто менее тревожны и не испытывают такого же стресса. Людей в развивающихся странах не волнует сколько у вас друзей или купили ли вы последнюю DVD систему. Они более ориентированы на семью и общину. Они также более принимающие и менее тревожные в социальном плане, просто потому, что это необходимо. Они так выживают. Если взять западных гипер индивидуалистов, - особенно тех, кто потратил всего себя в офисе, зарабатывая кучу денег, - когда перед ними предстаёт такая жизнь, они воспринимают её как более “счастливый” и “здоровый” способ бытия. В каком-то смысле так и есть. Но в то же время, это именно то, чем пожертвовала наша система ради изобилия и материального богатства.


Философ Ален де Боттон писал об этом в своей книге “Озабоченность статусом”. В прошлых столетиях люди точно знали своё место в социуме. Если вы были рождены крестьянином, вы знали, что вы крестьянин. Если вы были рождены лордом, вы знали, что вы лорд. Не было мобильности или возможностей для неё, не было и стресса, связанного со стремлением продвинуться по лестнице статуса. Вы не отвечали за своё право по рождению, так что вы принимали это и двигались дальше.


Но в меритократическом обществе кое-что поменялось. В меритократии, если вы бедны, или вы достигаете успеха, а затем теряете всё, - это не случайность. Хуже. Это ваша вина. Вы неудачник. Вы тот, кто всё потерял. И это становится причиной жизни в кандалах постоянного страха несоответствия; вся суматоха мира мотивирована паникой вокруг уровня статуса.


Де Боттон не утверждает, что феодальные или бедные системы были лучше. Он просто указывает на то, что когда общество идет от феодального и нищего к меритократическому и богатому, - цена, которую платят люди за повышение уровня жизни и социальную мобильность, - в повышении уровня стресса и тревоги.


Как бы то ни было, чем больше возможность, тем больше беспокойство о том, как бы её не упустить. Поэтому, мы испытываем стресс: нам нужно получать лучшие оценки, чтобы получить лучшую работу, чтобы встречаться с более привлекательными людьми, чтобы иметь более классные хобби, чтобы иметь больше друзей, чтобы больше нравиться другим и быть более популярным. Быть довольным тем, что есть, уже недостаточно. Более того, для некоторых это всё равно что сдаться.


Сегодня мы живём в мире с большим количеством информации, чем когда-либо в истории человечества. Согласно Google, интернет производит столько информации каждые два года, сколько её было во всей человеческой истории вместе взятой. И вся эта информация теоретически моментально доступна каждому из нас. Это действительно впечатляет.


Но когда вы смешиваете систему капитализма с бесконечным потоком информации, появляется побочный эффект в виде населения, которому постоянно указывают на миллион признаков того, в чём оно “не очень”.


В начале 1900-х стала популярна фраза “Равняться на Джонсонов” (в США). Имелся в виду пагубный эффект потребления. Соседи купили новую машину, значит теперь нам тоже нужна новая машина. Ваш зять достал билеты на местную бейсбольную команду, значит теперь вам нужны такие же билеты. Ваш коллега купил поездку в Китай, теперь вам тоже нужно съездить в какое-нибудь экзотическое место.


И большинство из нас не настолько глупы, чтобы осознанно завидовать подобным типам. Но, к сожалению, “равнение на Джонсонов” поражает нас всех, осознаём мы это или нет. Будучи людьми, мы подсознательно постоянно сравниваем себя с другими. И, к сожалению, это играет большую роль в том, как мы себя видим, хотим мы этого или нет.


А теперь представьте, что таких Джонсонов, на которых надо равняться, - 2 миллиона, и у вас, вдруг, появляется интернет.


Это не довод против капитализма. И уж точно не довод против интернета. Я просто наблюдаю и делаю выводы. В современном мире невозможно не видеть как кто-то где-то гораздо более крут, чем ты, и мы видим это постоянно.


По горькой иронии вместе со свободой доступа информации, интернет открыл свободу доступа неполноценности и неуверенности.


Один пример: Вся эта “Работай из дома, путешествуй по миру” фигня, которую начал Тим Феррисс почти десять лет назад. Сказать по правде, это экстремальный образ жизни, который, возможно, не очень экологичен эмоционально в долгосрочной перспективе, и, вероятно, не подходит всем поголовно. Большинство людей, которые начинают так жить, заканчивают через пару лет, включая самого Феррисса.


И всё же, если посмотреть вокруг, можно подумать, как будто эта концепция лечит от рака или вроде того. У меня на Фейсбуке постоянно выскакивает с дюжину постов от разных людей, повествующих о преимуществах создания своего собственного карьерного пути, следования своей страсти, построения личного бренда, жизни вне системы, совершении чего-то сумасшедшего и написании блога об этом. Это забавно, но мне кажется, что многие из людей, которые об этом говорят, всё ещё живут с родителями и не зарабатывают. Как будто они пытаются убедить сами себя больше, чем кого-либо другого.


Я особенный. Я уникальный. Я делаю по-другому. Посмотри на меня. Я иной, правда?


Все, кого я знаю с таким образом жизни, обычно перестают об этом рассказывать, потому что обнаружили, что, если слишком много об этом трещать, это отчуждает людей. Быть особенным приятно, но это не тот способ, которым удовлетворяются наши реальные потребности. Это не подходящая метрика для нашего общего благосостояния.


Если все бросят офисную работу и будут пытаться монетизировать блог о квилтинге или создадут приложение, которое будет считать сколько раз за день вы зевнули, экономика встанет. Некоторые люди созданы быть одиночками и эксцентриками. Другим больше подходит рутина. Некоторым нравится рисковать. Некоторые любят стабильность.


Есть что-то достойное восхищения в поиске радости в простых каждодневных удовольствиях жизни, и делать это становится всё тяжелее с каждым днём. Нас бомбардируют каждый день: вот храбрый солдат, который спас школьный автобус с детьми практически голыми руками с ломиком и рыболовной леской; вот миллиардер 30-ти с чем-то лет, который собирается найти средство для остановки процесса старения, и мы все сможем жить вечно; а вот кто-то 12-ти лет играет “Весна священная” Стравинского на семи разных инструментах ногами.


Скрытый подтекст всегда один: А что сделал ТЫ?


Если вы не находите удовольствие в простых обыденных вещах, вы вряд ли сможете найти его и в других.


Как говорится, куда бы ты ни шёл, - ты уже там. Быть особенным не так уж особенно. Вы всё равно будете чувствовать фрустрацию. Вы всё равно будете чувствовать одиночество. Вы всё равно будете чувствовать так, как будто могли бы сделать ещё больше.


Не продавайте себя ради внимания и фальшивой славы. Не то, чтобы внимание и слава это плохо, но они не должны быть ведущими мотивами вашей жизни.


Вместо этого, сфокусируйтесь на простоте. На нюансах. Замедлитесь. Дышите. Улыбайтесь. Вы не должны никому ничего доказывать. Включая вас самих. Подумайте об этом на минутку и хорошенько осознайте:Вы никому не должны ничего доказывать, включая вас самих."


*Перевод статьи Марка Мэнсона “Being special isn’t so special”, 22 Августа 2013г. Оригинал статьи по ссылке https://markmanson.net/being-special

5 views0 comments
bottom of page